[Груз. ანჩის ეპარჟია] Мцхетского Католикосата, одна из древних епархий Грузинской Православной Церкви с кафедрой в с. Анчи (совр. с. Аначлы в иле Артвин, Турция). Образована на рубеже VI-VII вв. в исторической пров. Грузии Кларджети. Наряду с А. е. к этому времени в Кларджети существовали Ахизская епархия, территория к-рой после нашествия Мервана Глухого (30-е гг. VII в.) была разорена и включена в состав А. е. Территория А. е. охватывала Лиганисхеви и простиралась до Гонио (ვახუშტი ბაგრატიონი. აღწერა. С. 677). Кафедральный храм во имя Спаса был расположен на левом берегу р. Чорохи, к северу от ущелья р. Борчха, у подножия Испирской горы.
С IX в. жизнь А. е. тесно связана с деятельностью 12 кларджетских мон-рей, основанных и обновленных архим. прп. Григорием Хандзойским, с чьим именем связано возрождение монастырского строительства и подвижничества в Тао-Кларджети. Позже титул архимандрита всех пустыней - анчели (ანჩელი) - был присвоен Анчийскому епископу. В груз. источниках анчели занимал 3-е место среди епископов Тао-Кларджети - после Ишханского и Ацкурского архиереев («Распорядок царского двора») и 11-е место среди архиереев Грузии - между Ишханским и Тбетским архиереями («Порядок дарбазоба по случаю коронации царей»). Мцхетский Католикос не рукополагал на Анчийскую кафедру без письменного согласия игуменов всех 12 мон-рей (Георгий Мерчул. Житие. Гл. 63. С. 136). По свидетельству Георгия Мерчула, Анчийские епископы были известны своими добродетелями: во время голода они насыщали небольшим количеством хлеба толпы алчущих. Анчели довольно активно участвовали в политических событиях страны. В 1028 г., во время правления груз. царя Баграта IV, визант. войска заняли юго-зап. регионы Грузии. Несмотря на то что многие из местной знати Тао и Кларджети приняли сторону Византии, церковные иерархи встали на сторону Баграта IV. Саба, еп. Тбетский, воздвиг крепость на границе своей епархии, собрал верных царю азнауров (вельмож) и организовал сопротивление, одним из активных участников к-рого был еп. Анчийский гимнограф Езра (მატიანე ჟართლისა. С. 292), известный своим песнопением Воскресению Господню. В XIV-XV вв. светские власти княжества Самцхе-Саатабаго, стремившиеся к политической независимости, склонили на свою сторону мн. местных архиереев. Последние не признавали верховенства Мцхетского престола и хиротонию получали из рук Ацкурского епископа (мацкверели), а сам мацкверели - непосредственно от Антиохийского Патриарха. Однако Мцхетским Католикосам (до полного завоевания этого края Турцией) нередко удавалось сохранить единство Церкви, ставя во главе епархий Самцхе-Саатабаго верных себе людей или добиваясь покаяния от «заблудших». Так, из документа 2-й пол. XV в. известно, что еп. Анчийский Керобин (Абелисдзе) дал Католикосу Давиду IV «клятву верности» в знак покаяния за отклонение от Мцхетского престола (ჟართული სამართლის მეგლები. Т. 3. С. 218-220).
Из Анчийских епископов известны также чудотворец Захария (ix в.); его преемник Цкири (IX в.), воспитанный при дворе тбилисского эмира Сахака и при его ходатайстве занявший Анчийскую кафедру, лишенный сана «за великое зло» на созванном прп. Григорием Хандзойским церковном Соборе и умерший от «Божественного мщения» за то, что послал народ разрушить мон-рь в Анчи (Георгий Мерчул. Житие. С. 137); Макарий (X в.), при к-ром было составлено житие прп. Григория Хандзойского; гимнограф Иоанн (XII-XIII вв.), заказавший оклад иконы «Анчийский Спас» и составивший в честь нее песнопение; Феофане (50-60-е гг. XIV в.); Иосеби (XIV-XV вв.), поддержавший кн. Самцхе атабага Иоане (1391-1444) в борьбе за выход епархии из-под юрисдикции Мцхетского Католикосата.
В 1555 г., после Амасийского договора между Ираном и Османской империей, Анчи перешел в руки турок, епархия пришла в упадок и в сер. XVII в. была упразднена. В 1664 г. тбилисский купец А. Евангулашвили перевез в Тбилиси из мон-ря Анчи знаменитую нерукотворную икону «Анчийский Спас», к-рую Католикос Доментий III поместил в тбилисской ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, названной после этого Анчисхати.
На протяжении мн. веков А. е. была одним из самых важных культурных центров Грузии. В кларджетских мон-рях, с к-рыми связаны имена мн. святых Грузинской Церкви, активно переписывались рукописи и создавались оригинальные лит. произведения. В 913 г. в мон-ре Опиза мон. Григорием было создано известное Опизское Евангелие; во 2-й пол. XI в. мон. Афанасием Опизским переписан Октоих (Кекел. А 93), перевод к-рого с греч. на груз. осуществил прп. Георгий Мтацминдели; с мон-рем связаны и имена золотых дел мастеров Беки и Бешкена Опизари, мон. Илариона Опизского, выкупившего у монголов неск. рукописей. Среди деятелей мон-ря Хандзта известны его основатель прп. Григорий Хандзойский, его ученик свт. Eфрем Великий (845-885), мон. Макар Летели, принимавший участие в переписке 1-й датированной груз. рукописи - Синайского Многоглава (864), прп. Георгий Мерчул. Из деятелей мон-ря Шатберди известны мон. Софром, заказавший Адишское Четвероевангелие; мон. Габриел, переписавший по заказу Габриела Мирдатисдзе Джручское Евангелие (Там же. Н 1660); каллиграф Иоане Берай, переписавший Шатбердский сборник (973-976) и Пархальское Четвероевангелие (973).
Недалеко от совр. тур. с. Аначлы сохранились руины кафедральной анчийской церкви, предположительно крестово-купольной. Груз. историк Вахушти Багратиони, описывая местность Анчи, характеризует храм как «благолепный и прекрасный» (ვახუშტი ბაგრატიონი. აღწერა. С. 677). В нач. XIX в. церковь была еще в хорошем состоянии; но уже в 1879 г. Д. З. Бакрадзе засвидетельствовал, что храм почти полностью разрушен. В 1904 г. Н. Я. Марр писал, что сохранившиеся части сев.-зап. угла и сев. стены храма, алтарная апсида с частью купола, разрушенные стены сев. и юж. приделов снаружи и изнутри были облицованы чисто тесанными квадрами песчаника, к нач. XX в. практически полностью сбитыми местными жителями, вставлявшими их в стены своих домов. Фрагменты убранства фасада, найденные в селе, позволяют датировать церковь 1-й пол. XI в. Камнями из церковной кладки в значительной степени была облицована сельская мечеть.